Коленный сустав

Обследование коленного сустава.
Заболевания коленного сустава.
Операции на коленном суставе.
Комплекс упражнений для разработки коленного сустава.
Клинические примеры коленного сустава.

Общая информация по коленному суставу.

Коленный сустав - самый сложный по строению сустав человеческого тела и вследствие своих анатомических и биомеханических особенностей наиболее подвержен воздействию нагрузок и травм.

Сложная взаимосвязь элементов сустава определяет трудности в диагностике их состояния, чтобы определить характер патологии сустава, порой необходимо применять все современные методы исследований, включая магнитно-резонансную томографию.

А в ряде случаев точная диагностика возможна только с помощью хирургического метода - артроскопии сустава.

Еще одной особенностью повреждений элементов коленного сустава является их невысокая способность к самостоятельному заживлению после травматического воздействия, поэтому большинство повреждений менисков, хрящевой ткани, связочного аппарата сустава чаще всего приходится оперировать, чтобы восстановить функцию и работоспособность сустава. Современная хирургия с внедрением эндоскопических методик открыла новые перспективы в лечении большинства повреждений и заболеваний сустава.

Поражения сустава могут возникнуть на основе травматической, инфекционно-воспалительной, дегенеративно-дистрофической и врожденной патологии. Чем раньше после повреждения колено будет исследовано, тем легче поставить правильный диагноз.

С 1995 года в ГКБ №67 стали выполняться артроскопические менискэктомии. В настоящее время особую важность приобретают методы оперативного лечения, направленные на восстановление целостности поврежденных капсульно-связочных структур, менисков, что наиболее возможно в "остром" и "подостром" периодах травмы коленного сустава, охватывающих первые 2-3 нед. с момента травмы. При дефектах суставного хряща у молодых пациентов с успехом применяется артроскопическая аутохондропластика. В случае разрыва крестообразных связок предпочтение отдаётся артроскопической аутопластике из сухожилия полусухожильной мышцы с поперечной фиксацией рассасывающимися фиксаторами. При застарелых повреждениях крестообразных связок и развитии хронической нестабильности коленного сустава, в отделении применяется аутопластическое восстановление связочных структур с использованием средней порции собственной связки надколенника с костными блоками. Также используется артроскопический метод одномоментного восстановления крестообразных и боковых связок коленного сустава.

Для лечения внутрисуставных переломов бедренной и большеберцовой костей применяются операции остеосинтеза с использованием накостных и внутрикостных фиксаторов.

При деформирующем артрозе, неподдающемся консервативному лечению, возникают показания к замене коленного сустава на искусственный.

Все большее применение в современной практике находит частичное протезирование коленного сустава при грубых повреждениях какой-либо одной зоны сустава. Важным является, что при установке протезов последнего поколения не требуются повторные операции по замене суставов, поскольку их срок службы не ограничен.

Для пациентов в послеоперационном периоде в отделении предусмотрен курс реабилитации: наблюдение до полного заживления раны, снятие швов производится в стационаре, занятия с врачом-реабилитологом, обучение лечебной гимнастике, ходьбе по лестнице, правилам личной гигиены (поход в туалет, принятие душа). Каждый пациент получает разработанное нами методическое руководство по реабилитации. После выписки наши пациенты полностью адаптированы и не испытывают трудностей в повседневной жизни.